Важная составляющая бизнес-плана — маркетинговый план

Для увеличения продуктивности работы любой компании используется так называемый маркетинг. Под этим термином подразумевается вся совокупность организационных и управленческих процессов, основной функцией которых является рост прибыли и расширение рынка сбыта товаров или услуг.

Для правильного формирования маркетинговой политики необходимо четкое понимание целей и задач, а также путей их достижения. Иными словами — нужен маркетинговый план, который представляет собой неотъемлемую часть общего бизнес-плана.

Структура маркетингового плана

маркетинговый планВ маркетинговом планировании выделяются три основных элемента:

  • анализ рыночной ситуации;
  • постановка целей и задач;
  • определение тактических и стратегических шагов.

В процессе проведения анализа рыночной ситуации выясняются факторы, оказывающие влияние на деятельность компании. Выделяют два типа воздействий: внешние и внутренние. К первому типу относятся экономические, политические, юридические и социальные факторы. Внутренние воздействия включают исследование возможностей предприятия, выявление его сильных и слабых сторон, конкурентоспособности.

Цели, стоящие перед компанией, определяются в зависимости от ее финансового состояния. Обычно цели формулируются в виде показателей объема продаж товаров или услуг, доходности, окупаемости. Хотя в отдельных случаях они могут выражаться и в качественных характеристиках, например, увеличение престижности компании, повышение доверия населения.

Цели и задачи ставятся на определенный срок и могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Для составления правильного маркетингового плана важно сформулировать этот пункт на наибольший возможный срок и корректировать его в зависимости от выполнения тех или иных задач.

Следующим пунктом в маркетинговом плане должны стоять стратегия и тактика. Под стратегией подразумевается определение основного общего курса развития компании, исходя из целей и задач, а также средств их реализации. Тактика маркетингового планирования конкретизирует и расширяет понятия, изложенные в стратегической части. Здесь необходимо определить этапы и, что особенно значимо, методы развития каждой из трех основных составляющих маркетинга — товара или услуги, цены, продвижения.

SWOT-анализ

Одним из важнейших этапов маркетингового планирования является SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT произошла от английских слов: сильный (Strengths), слабый (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats). В процессе этого анализа исследуются стороны компании, позволяющие выигрывать на рынке, то есть сильные стороны, и препятствующие эффективному развитию — слабые стороны.

Также подвергается всестороннему рассмотрению потенциал рынка, дающий возможность увеличить эффективность работы и угрозы, возникающие со стороны изменения социально-культурных, политических и экономических факторов. SWOT-анализ необходим для изучения внешних а не внутренних влияний на деятельность предприятия.

Итоговая часть маркетингового плана

В завершающей части плана проводится экономическое обоснование осуществления стратегий. Составляется бюджет, согласно которому на реализацию тех или иных шагов выделяется определенное финансирование с учетом возможных угроз и рисков.

Здесь также можно оговорить периодичность проведения контроля над выполнением запланированных мероприятий, причем необходимо предпочесть такие методы регулирования, которые потребуют наименьших трудовых и финансовых затрат на корректировку.

Если вы серьезно отнесетесь к составлению маркетингового плана, то развитие вашему Галоцентру обеспечено!